Россия может значительно увеличить поставки угля в АТР к 2025 году. год: прогноз ИПЕМ

По оценкам ИПЕМ, вклад добычи полезных ископаемых в ВВП России в 2018 году. году достиг 1% и может продолжить расти в связи с ожидаемым ростом потребления угля в Азии и расширение присутствия российских поставщиков на этом рынке. Реализация указанных функций потребует значительное расширение транспортной и портовой инфраструктуры в восточном направлении.

Такую позицию высказал заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев в ходе Угля диалога «Современное состояние и перспективы развития мирового рынка угля». В мероприятии приняли участие помощник Главы Администрации Президента РОССИИ Кирилл Молодцов, заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Яновский, представители других органов власти, угольных компаний, российские и иностранные эксперты.

За последние 20 лет в угольной отрасли России наблюдается устойчивый рост, обеспечивается наращиванием экспорта: в среднем на изготовление каждого года вырос на 2,9%, экспортные поставки – на 9,6%. Как следствие, роль отрасли в российской экономике значительно возросла. По оценкам ИПЕМ, ее доля в налоговых доходов консолидированного федерального бюджета Рф достиг 0,5% ВВП – почти 1%, а в стоимостном объеме экспорта – 3,8%. Увеличению инвестиций в смежные сектора, в частности, в специализированную портовую инфраструктуру. Роль экспорта угля в экономике России отмечается на государственном уровне: так, этот тезис звучал во вступительном слове Президент на заседании Комиссии по развитию ТЭК и экологической безопасности в августе 2018 года. года в Кемерове.

Главный актуальный вызов для российской угольной промышленности – дальнейшее изменение соотношения объема европейского и азиатского рынка. В европейских странах в ближайшие 10 лет ожидается снижение спроса на уголь: по оценкам Международного энергетического агентства, к 2025 году. года это будет 11-18%. В Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), наоборот, ожидается значительный рост потребления угля, вызванные необходимостью удовлетворить спрос со стороны быстрорастущих экономик в регионе в наличии электроэнергии. Кроме того, некоторые экспортеры региона планирует сократить поставки угля (например, в Индонезии, как ожидается переориентация на внутренний рынок). «Это направление АПР обеспечит дальнейший рост спроса на российский уголь, хотя и более медленными темпами, чем в 2000-2010 год», – отметил Александр Григорьев.

Однако, по мнению ИПЕМ, до экспортеров российского угля сегодня является большое количество проблем и рисков: усиление межтопливной и межстрановой конкуренции; дальнейшее снижение спроса в Европе из-за ужесточения углеродного регулирования; увеличение условий для развития железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне; необоснованное ужесточение экологических требований для портовых терминалов.

«Увеличения пропускной способности железной дороги в восточном направлении до 2025 года. года, как указано в кемеровском протоколе, является необходимым условием для предотвращения негативных последствий от ожидаемого сокращения поставок на европейском направлении», – сказал Александр Григорьев. По оценкам ИПЕМ, в текущих экономических условиях, снижение экспорта угля на 1 млн тонн приведет к сокращению налоговых поступлений и социальных взносов в бюджет России на 330 млн грн, доход от экспорта угля компания на 5,3 млрд рублей, а также снижение более чем на 540 рабочих мест в горной отрасли и смежных областях. Существенно влияет и в связи с угольной промышленностью: например, грузооборот ОАО «РЖД» сократится на 0,2%.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.